Компания — Новости

01.01.2016
Статья для РБК
На этой неделе стало известно, что хоккейный клуб «Кубань» не сможет выступить в новом сезоне Высшей хоккейной лиги России. Это первый в новейшей истории региона случай, когда команда, финансируемая из краевого бюджета, снимается с соревнований. Для других клубов это должно стать в крайней степени тревожным звонком – чтобы не повторить судьбу «грифонов», им нужно перестраиваться и начинать работать по-новому.

В последние 5-10 лет Краснодарский край - один из лидирующих в России регионов по темпам развития спорта. Это подтверждают как официальные показатели финансирования отрасли и привлечения населения к занятиям физкультурой, так и число профессиональных клубов, выступающих в элите российского спорта. До последнего времени таких было 12 – третий показатель в стране после Москвы и Санкт-Петербурга.

При этом частный клуб в регионе только один – футбольный «Краснодар», который целиком и полностью принадлежит миллиардеру Галицкому. Остальные же в той или иной (чаще именно «в той», то есть практически полностью) финансируется краевым бюджетом Краснодарского края. Государственный долг которого превышает 136 млрд. руб. на текущий момент. Новые власти региона уже заявили о том, что будут снижать неэффективные расходы. В спортивной отрасли первый шаг к этому сделан.

Падение сине-зелено-малинового грифона

В минувший понедельник (29 июня) на официальном сайте хоккейного клуба «Кубань» появилось сообщение, согласно которому основной и единственный собственник команды – администрация Краснодарского края – средств на выступление команды в новом сезоне не выделила. Таким образом, после трех лет своего существования команда снимается с соревнований.

Говорить о точном размере суммы, которую таким образом решили сэкономить, сейчас сложно. Минимальный бюджет, который должен гарантировать клуб для выступления в ВХЛ – это 100 млн руб. Плюс около 5 млн  руб. – членский взнос команды. По моим данным, годовой бюджет «Кубани» в 2012-2014 годах составлял около 300 млн руб. в год. Что позволяло причислять «грифонов» к пятерке самых богатых команд лиги.

Однако в спорте деньги решают далеко не все. Нынешний сезон команда провалила - закончила регулярный чемпионат на 14-м месте и была близка к тому, чтобы не попасть в плей-офф. И это после прошлогоднего 5-го места. Однако трагедии не произошло, «Кубань» пробилась в 1/8 финала, где проиграла, и, возможно, провела свои последние матчи в истории.

Самое слабое звено

Поэтому ли «Кубань» - единственная из команд региона, попавших под «чистку рядов»? На мой взгляд, нет. Дело тут не только и не столько в провальном сезоне. В конце концов, такие случались у всех клубов во всех видах спорта. Дело скорее в соотношении «вложения - выхлоп», если выражаться неказистым языком болельщика.

Итак, по объему финансирования из бюджета хоккейная «Кубань» занимала 3-4 место среди всех команд региона. Больше выделялось только двум клубам. Футбольной «Кубани» - главному спортивному бренду региона на протяжении многих десятилетий и в недавнем прошлом – самой посещаемой футбольной команде России. И хоккейному «Сочи» - важнейшему постолимпийскому «стартапу». Команда в первом же сезоне смогла пробиться в плей-офф КХЛ, а это дорогого стоит. Оба клуба имеют внушительную армию болельщиков и периодически собирают полные стадионы. Да-да, даже в жарком Сочи, где хоккея не было никогда, средняя посещаемость составила около 7,5 тыс. человек – шестой результат в стране, больше чем в Москве.

Конечно, Континентальная хоккейная лига, где играют звезды сборной России в том числе, не чета ВХЛ, где выступает «Кубань», но на минуточку – ее посещаемость в пять (!) раз ниже. То есть в среднем около 1,5 тыс. человек на одной игре, хотя по официальным данным чуть выше. Это вдвое меньше, чем вмещает ледовый дворец Ice Palace.

Показательно, что рекордная посещаемость у клуба была зафиксирована на этапе его становления, в 2012 году. Тогда «Кубанью» руководил нынешний гендиректор «Анжи» Сергей Кораблев, а на матчи приходило около 2,6 тыс. зрителей.

Зимой 2013 года, в самый разгар сезона, Кораблев был уволен и его место занял Виктор Бабенко – бывший директор краснодарского «Агрокомплекса», до этого в спортивных структурах не работавший. Сменился и тренерский штаб. На место Андрея Пятанова, тренера безусловно одиозного и неоднозначного, но с огромным опытом руководства крупными хоккейными клубами, был назначен Владимир Колпаков. Последним местом работы которого значилась детская команда «Беркут» Выселковского района.

В Краснодаре не любят хоккей?

Безусловно, в Краснодаре конкуренция среди спортивных клубов намного выше – здесь можно посетить матчи десятка команд, а в Сочи есть только одна. Да, добираться в Ice Palace по вечерам будних дней (когда зачастую проводились матчи) долго и неудобно. Конечно, хоккей – это не традиционный спорт для Краснодара. И безусловно, ВХЛ – это не самый удачный турнир нашей планеты с точки зрения накала спортивной борьбы. Хоккеисты весь сезон «грызут лед» и бьются насмерть, а в итоге победитель получает кубок ВХЛ и не более того. Это не футбол, где победив в «первом» дивизионе ты получаешь путевку в «высший», имеешь право бороться за участие в еврокубках и зарабатывать деньги. В элиту здесь попадают не по спортивному, а по финансовому признаку.

Однако нельзя отрицать того факта, что хоккей продолжает оставаться видом спорта №1: здесь появлялись и новые успешные проекты. Приведу пример донецкого «Донбасса». Население города – сопоставимое с краснодарским, болельщику также есть куда сходить – достаточно упомянуть только ФК «Шахтер», каждый год играющий в Лиге Чемпионов. Профессиональный хоккей в Донецке появился на рубеже десятилетий, а 2011 году местный клуб был заявлен в ВХЛ. И в дебютном для себя сезоне дошел до полуфинала, а также обеспечил 85% заполняемость трибун – более 3,5 тыс. человек. Бюджет у команды в пересчете на рубли составлял примерно 280 млн, и часть из этих денег предназначалась для реконструкции домашней арены.

Почему же «Кубани» не удалось повторить путь «Донбасса»? На мой взгляд, главной проблемой клуба был маркетинг и выстраивание отношений с болельщиками. По эффективности этой составляющей я бы поставил «Кубань» на 5-6 место в регионе. И это несмотря на то, что клуб является самым молодым в Краснодаре, а в такой ситуации упор на маркетинг должен быть максимальным.

Посещаемость краснодарского ледового дворца была втрое ниже, чем в трехсоттысячном Орске, что является лучшей оценкой эффективности работы по привлечению болельщиков. В таких условиях вероятность привлечь внимание новых инвесторов и постараться снизить зависимость от госбюджета стремилась к нулю.

Перестроиться, чтобы выжить

Если разобраться, главной миссией «Кубани» было как раз продвижение хоккея и воспитание болельщиков. Никто из руководства края никогда не говорил о том, что команда обязана занять первое место. Знай себе играй потихоньку, развивайся, привлекай фанатов и делай для них праздник. Вместо этого клуб заключал крупные контракты с достаточно квалифицированными хоккеистами, которые под руководством тренера-дебютанта показать свой класс не смогли. Или не захотели.

Показателен тот факт, что новость о прекращении выступлений команды в ВХЛ общественного резонанса не вызвала. Со стороны болельщиков не было ни пикетов, ни акций протеста, ни требований сохранить клуб. Это является самым очевидным доказательством того, что без такого клуба как хоккейная «Кубань» в ее нынешнем виде в регионе можно обойтись. Решение о приостановке финансирования выглядит вполне закономерным.

Годовой бюджет клуба равен сумме, достаточной для строительства нового ледового дворца, бассейна или легкоатлетического манежа. Главная задача государства – это создавать условия для развития спорта. Улучшать инфраструктуру и строить новые объекты, содержать спортивные школы, помогать тренерам и спортсменам. К слову, с ней Краснодарский край успешно справляется и является лидером в стране.

Говорит ли эта ситуация о том, что такой вид спорта как хоккей Краснодару не интересен? Безусловно, нет. Это зрелищная игра, которая многим приходится по душе, и, судя по всему, будет становиться все более популярной благодаря усилиям КХЛ. Просто в нынешних условиях, чтобы сделать интересный продукт, спортивным клубам необходимо искать собственные источники финансирования, привлекать болельщиков и грамотно свой продукт продавать. Относиться к своему клубу как к бизнесу и соответствующим образом подходить к вопросам позиционирования, продвижения и взаимоотношения с клиентом.

Это касается и всех остальных команд, находящихся на балансе государства не только в Краснодарском крае, но и в России в целом. Министр спорта Виталий Мутко уже не раз говорил о том, что государственные затраты на спортивные клубы надо урезать. А в идеале – отправлять их в «свободное плавание». Кто научится зарабатывать и выплывет – тот станет намного сильнее. Остальные – потонут и освободят место для новых – прогрессивных и современных. В конечном счете, это поможет всей спортивной отрасли стать более естественной и эффективной. За примерами далеко ходить не надо – существует футбольный клуб «Краснодар», который за короткое время стал хедлайнером кубанского спорта. Не только благодаря деньгам Галицкого, но и потому, что владелец понимает как нужно строить и развивать спортивный клуб, чтобы чтобы он стал если не прибыльным, то хотя бы безубыточным. 

Подробнее на РБК:
http://kuban.rbc.ru/krasnodar/01/07/2015/5593f5919a7947b7d6a1c976

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Все новости